То, что развитие руки, речи и мышления связано, ученые установили давно. Именно поэтому по уровню развития мелкой моторики ребенка можно судить о его интеллектуальном развитии, а также готовности обучаться, в частности, в школе. Опытные логопеды и педагоги знают, что обычно дети, у которых отлично развита мелкая моторика, еще и хорошо говорят и рассуждают, имеют развитую память, внимательны. Это говорит о том, что развивая ребенка, никак нельзя обойти стороной развитие его возможностей действовать руками. В дошкольном возрасте основное внимание должно уделяться подготовке к письму.
Написание букв вообще трудно дается детям, эта задача не из простых. Без дополнительной подготовки ребенок может очень долго «выписываться». У всех переход к выполнению тонких координированных движений рукой занимает разное количество времени, все зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если малыш долго учиться – это не так страшно, как вариант, когда он уже научился, но неправильно. Поэтому лучше больше времени уделить должной подготовке, а только затем письму.
Стоит отметить, что зоны головного мозга, отвечающие за письмо, созревают лишь к 5-6 годам. Именно поэтому подготовку к письму следует начинать не раньше этого возраста. Но более простые элементы воздействия на кору головного мозга можно применять и раньше. В грудном возрасте, например, очень полезно массировать пальчики.
Чего можно добиться систематическими занятиями? Благодаря им ребенок:
• учится ориентироваться на плоскости листа;
• учится складывать лист, что улучшает координацию рук;
• овладевает техникой линейной графики;
• формирует понятие о рельефе, плоскости, пространстве, объеме (что важно для мыслительной деятельности и обучения).
Чтобы добиться такого результата, следует стимулировать определенные зоны головного мозга, которые по своей природе близки к зонам, отвечающим за движения рук. Таким образом, воздействуя на кисти и пальчики, вы улучшаете речевые навыки ребенка. Для детей с ОНР это особенно важно.
Работать с такими детками трудно, ведь они психологически уязвимы, обидчивы, плохо взаимодействуют с окружающими. Поэтому их в первую очередь пробуют научить навыкам самообслуживания, это им дается легче, чем более тонкая работа. Деток просят самостоятельно застегнуть молнию, а затем уже пуговицы, завязать бантик, сложить одежду в шкафчик.
Также с детками выполняют специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Это массаж, а также самомассаж рук специальными мячиками (вместо них можно использовать природные материалы: шишки, желуди, каштаны). Эффективна пальчиковая гимнастика, запуск волчков, игры с прищепками, бусами, обводы лекал. Хорошим способом натренировать руки является вязание и плетение, складывание мозаики (кубики для деток, которым трудно даются упражнения), разрезание бумаги, вырезывание картинок, складывание пазлов.