Работа речевого аппарата во многом зависит от состояния мышц, отвечающих за способность сделать вдох или выдох. Ребенку будет намного легче говорить, если он освоит технику правильного дыхания. Подобные упражнения обязательно используют люди, профессиональная деятельность которых связанна с умением долго, красиво и внятно говорить – дикторы, ведущие, вокалисты и т.д.
Работа с детьми, имеющими речевые проблемы, обычно начинается с выполнения артикуляционной гимнастики. Далее рекомендуется выполнение упражнений для развития речевого дыхания. Особенность подобных занятий заключается в их простоте и доступности. Большинство упражнений дети могут выполнять под присмотром родителей после основного занятия с логопедом, в ходе которого выполнялась артикуляционная гимнастика.
Упражнения для развития речевого дыхания
- Цветочек – ребенок делает глубокий вдох и задерживает дыхание (как бы наслаждаясь ароматом цветка), плавно выпускает воздух;
- Свечка – на начальном этапе упражнений рекомендовано использовать реальную свечу. Сначала задача ребенка не задуть огонь, а лишь тихонько дуть на него, чтобы пламя плавно отклонялось. Следующее задание – резкий выдох, чтобы огонь потух. Работа идет по следующей схеме – глубокий вдох, плавный продолжительный выдох, глубокий вдох, резкий выдох. Когда ученик освоит технику, можно повторять упражнения без использования свечи.
- Согрей ладони – ребенок должен представить, что него озябли ручки, и он пытается их согреть своим дыханием. Плавный глубокий вдох через нос, выдох тоже плавный, но уже через рот.
- Ветер – упражнение простое и интересное, его с удовольствием выполняют даже малыши. В качестве подсобного материала используются легкие бумажные ленточки, ребенок должен дуть на них с разной интенсивностью, имитируя ветер. Выполняется задание до тех пор, пока ученик не устанет.
- Кипящая вода – для задания понадобиться прозрачный стакан с водой и трубочка для коктейлей. Задача ребенка – плавно и продолжительно выдыхать в трубочку, чтобы на протяжении всего выдоха вода бурлила равномерно.
Дополнительно развитию мышц, участвующих в работе речевого аппарата, способствуют игры с мыльными пузырями. Такое занятие окажется не только полезным, но и веселым. Аналогичный эффект получаем и при надувании воздушных шаров. Даже если сначала у ребенка не все получается, положительные результаты станут заметны уже очень скоро.