Применение наглядных моделей в работе с детьми с общими нарушениями речи. Основной задачей логопеда является знакомство ученика с абстрактными понятиями – звуками, с помощью которых формируются слова, тексты, речь. Особенность развития детей дошкольного и младшего школьного возраста заключается в том, что для них самым простым решением мыслительной задачи являются внешние средства. Иными словами, более понятны для них вещи которые можно увидеть и потрогать.
При этом крайне важно, чтобы ребенок не просто работал с готовой моделью, а и принимал непосредственное участие в ее создании. В начале работы изучаются все свойства объекта – чаще всего звука. В этот момент специалист может выявить, правильно ли характеризует изучаемый предмет ребенок. Далее происходит поиск заменителя. Необязательно использовать уже готовые схемы, намного эффективнее прислушаться к словам ученика и остановить свой выбор на предложенной им альтернативе.
В целом, в процессе создания модели у ребенка тренируются и развиваются память, внимательность, способность к анализу и сравнению. Это все в результате делает его более готовым к обучению и выполнению задач средней и высокой сложности.
Именно поэтому логопеды активно используют в своей работе наглядные модели – изображение конкретных предметов, действий или символов. Особое место среди дидактического материала занимают мнемотаблицы. По своей сути эта таблица представляет собой схему. Несущую определенную смысловую нагрузку.
Преимущества использования мнемотаблиц в логопедии:
• Усовершенствование психических функций – ученик тренирует память и внимание, запоминая изображенный сюжет; развивает фантазию, придумывая свой финал истории;
• Развитие мелкой моторики – работа с мнемотаблицами может включать в себя разные задачи. Если предложить ученику не только дополнить сюжет, но и дополнить или изобразить его самостоятельно, можно говорить о существенном повышении общей эффективности занятий;
• Преобразование символов в образы в большинстве случаев является для ребенка абсолютным открытием. В дальнейшем умение перекодировать информацию весьма положительно отражается на способностях к обучению.
В качестве итога можно сказать, что использование наглядных моделей в логопедии помогает ученику понять значение частей речи, роль и важность каждой из них. Дополнительно работа с картинками и символами способствует активному развитию импрессивной речи.